Деловая сеть Москва
Компании:133 961 (+11)
Товары и услуги:99 402 (+1)
Статьи и публикации:15 049 (+1)
Тендеры и вакансии:573

Government Relations 2.0: перезагрузка
Информация может быть не достоверна

Government Relations 2.0: перезагрузка
04.10.2016
Взаимодействие с органами государственной власти, как часть коммуникационного менеджмента многих компаний, эволюционирует год от года.

Рустам Барноходжаев,

директор департамента по работе с ключевыми клиентами

кадрового агентства Юнити

 

Взаимодействие с органами государственной власти, как часть коммуникационного менеджмента многих компаний, эволюционирует год от года. По оценке кадрового агентства Юнити, наибольшим изменениям идеология и практика Government Relations подверглась в период 2014–2016 годов. Финансовый кризис, санкции и антикоррупционная активность власти отразились и на востребованности GR-специалистов, и на их компетенциях.

Как трансформировался спрос на GR-специалистов

Резко снизилась потребность в GR со стороны зарубежных компаний

До 2014 года основными генераторами спроса на управленцев в сфере GR и Public Affairs были российские представительства иностранных корпораций. Они искали людей со связями «высшего уровня», уже сталкивавшихся с порядком прохождения решений в российских госорганах и способных лоббировать интересы бизнеса в первых эшелонах власти: правительстве и профильных министерствах. «В период дестабилизации политической и экономической обстановок многие зарубежные корпорации покинули рынок или заморозили неперспективные проекты взаимодействия с властью, – констатирует Ольга Горюнова, директор департамента по работе с клиентами КА Юнити. – Как следствие, число вакансий GR-специалистов уровня директора департамента в 2015 г. рекордно сократилось: на 80% по сравнению с 2013-м».

Прошла волна сокращений в GR-департаментах российских компаний

Снижение спроса на GR-стратегов «первого эшелона» обусловлено не только уходом иностранных игроков – определённый вклад внесли и российские организации. Они и до кризиса редко публично искали топовых специалистов GR, небезосновательно относя данный процесс к тайным, внутренним делам компании. А в последние два года финансовая ситуация и вовсе вынудила собственников полагаться не на переменчивый успех GR-директора, а на системную работу, связанную с реинжинирингом бизнес-процессов. В итоге позиции GR-щиков традиционного формата в 40% крупных российских компаний либо сократили, либо существенно урезали им бюджет.

Снизился интерес к работе с госзаказами

Долю спроса на GR-щиков сегодня формируют коммерческие компании, работающие с госзаказами и заинтересованные в проектах ГЧП (государственно-частного партнёрства). Но Александр Жаманаков, CEO компании Max Capital Management в странах СНГ, уверен, что важность участия в проектах ГЧП и получения госзаказов в геометрической прогрессии падает: «Свободные, дешёвые и длинные деньги у бизнеса сейчас в дефиците, не у каждого есть административный ресурс, способный «выбивать» средства в случае задержек платежа. В ситуации, когда бюджет испытывает дефицит, собственники не готовы рисковать». Позиция эксперта подтверждается и результатами опроса 500 компаний, проведённого в апреле 2016 года НАФИ (Национальным агентством финансовых исследований): 65% респондентов в закупках органов власти и госкомпаний никогда не участвовали, 51% представителей бизнеса и не планирует начинать. Из оставшихся 35% опрошенных 9% не будут повторять опыт прохождения тендерных процедур и отказались от идеи стать поставщиками для государства.

Вырос интерес к международному GR

Ряд компаний выбрали альтернативный госзаказам путь: вывод продукции на экспорт в страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и на другие континенты. С их стороны в конце 2015 – первом полугодии 2016 года сформировался спрос на GR международного формата, способный оказать практическую помощь при создании новых каналов продвижения продукции и освоении иностранных рынков сбыта.

Три направления в изменениях GR-компетенций

Вместо лоббирования на законодательном уровне стали востребованы навыки решения практических задач на местах

По оценке экспертов КА Юнити, в посткризисный период цели взаимодействия с органами государственной власти стали менее глобальными. Компании уже не пытаются влиять на законотворчество федерального масштаба, а запрашивают GR-специалистов с выходами на конкретные региональные или муниципальные структуры. Эксперт КА Юнити приводит в пример ИТ-вендора, которому требовался сотрудник со связями в Московском метрополитене и департаменте образования. «Нацеленность бизнеса на достижение узконаправленных прагматичных целей повысила спрос на сотрудников, в чьи полномочия входит общение с государственными структурами на втором, тактическом, уровне управления, – отмечает Ольга Горюнова. – На протяжении двух лет мы регулярно получаем заявки на специалистов по сертификации новых продуктов, растаможиванию грузов, тендерной работе с бюджетными организациями. Все они в определённой мере связаны с GR и должны иметь профильные компетенции, например навык использования правительственных электронных площадок».

Забота бизнеса о практической пользе привела к тому, что каждая четвёртая компания сегодня оцифровывает работу по взаимодействию с органами государственной власти и переводит её в конкретные, измеримые KPI. «Разумеется, данные показатели отличаются для каждого направления GR-активностей, востребованного в сложившейся экономической реальности, – рассказывает Ольга Горюнова. – Требования к компетенциям и бэкграунду сотрудников зависят и от круга поставленных перед ними задач».

 

Задачи GR-специалистов руководящего и исполнительского уровней

Задачи GR «первого эшелона»: стратегия и перспективное планирование

Задачи GR «второго эшелона»: тактика и практические вопросы

Представление и продвижение интересов компании

Продвижение услуг в сегменте государственных заказчиков

Прогнозирование приоритетных направлений развития, их финансирования на основе «инсайдерских» данных

Мониторинг и анализ политических и социальных изменений, способных повлиять на бизнес компании

Инициация совместных проектов с государственными учреждениями

Запуск новых видов услуг для госсектора

Формирование благоприятного имиджа компании в государственных структурах, разрешение спорных ситуаций с надзорными органами

Проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов

Реализация проектов по внесению изменений в федеральное законодательство, а также блокирование, корректировка нормотворческих инициатив органов власти

Составление писем и обращений в различные инстанции

Участие в заседаниях рабочих групп, проведение встреч с представителями власти в комитетах и ведомствах

Участие в специализированных выставках и конференциях, представление компании в различных ассоциациях и объединениях

 

Умение давать взятки вытесняется опытом применения широкого спектра легальных инструментов GR

 

Актуализация GR-компетенций коснулась даже первого уровня взаимодействия бизнеса и госструктур, который традиционно представляют собственники или генеральные директора. Их вес в рейтинге лучших лоббистов России, на протяжении 17 лет публикуемом «Независимой газетой», по-прежнему выше, чем профессионалов GR. Но и тем, и другим приходится корректировать компетенции и менять инструментарий общения с госорганами под воздействием внешних по отношению к корпоративному менеджменту факторов. Один из них – борьба с коррупцией – заставил многих собственников отказаться от нелегальных механизмов влияния на чиновников – откатов и взяток. Второй фактор обозначает Алексей Живов, председатель движения «Русское гражданское общество»: «Госорганы стали более прозрачными, появились нормы и стандарты взаимодействия, требования о раскрытии информации. Мы медленно, но верно движемся в сторону формализации отношений власти и бизнеса». Оказание услуг посредством электронных сервисов сузило возможности GR-менеджеров оказывать влияние на отдельно взятые государственные процедуры и решения.

Тенденция сегрегации бизнеса от власти положительна, но она не способна полностью заместить «торговлю влиянием в розницу» в госструктурах. Негласный спрос на GR-специалистов, знающих, с кем и за какое вознаграждение договориться, остаётся. Но так как цена на их услуги вслед за средним размером взятки «взлетела» на два порядка из-за антикоррупционных мер, многие бизнесмены предпочитают отказаться от столь рискованных инвестиций. Поэтому лоббирование через различные «серые» схемы за последние два-три года уступило ведущую роль политическому маркетингу. Как отмечают эксперты КА Юнити, сегодня востребованы люди, способные заботиться о положительном имидже компании во власти и решать GR-задачи с применением легальных инструментов.

 

Рабочие инструменты GR:

Ø          оценка регулирующего воздействия;

Ø          участие в парламентских слушаниях;

Ø          подготовка справочных и аналитических материалов для госорганов;

Ø          информационные кампании для мобилизации общественного мнения;

Ø          антикоррупционная экспертиза проектов;

Ø          инициативная позиция в общественных советах.

 

Работодатели отказывают выходцам из госструктур, предпочитая опыт работы в коммерческих компаниях

Очевидно, что профиль рядового GR-щика эволюционирует, достигая качественно нового уровня. Так, на первый план выходит опыт работы исключительно со стороны бизнеса. «Ещё в середине 2000-х годов указание в резюме конкретного министерства или ведомства могло дать кандидату существенное преимущество при отклике на вакансию, – рассказывает Алексей Зобнин, политический аналитик, автор научных исследований и учебников по государственному управлению. – Сейчас ситуация изменилась на кардинально противоположную, в чём я лично убедился. После ухода с госслужбы в 2015 году я дважды проходил собеседования на GR-должности в коммерческие компании, но получал отказы. Предпочтения были отданы специалистам без прошлого в органах власти». Политический аналитик объясняет выбор нежеланием работодателей переучивать бывших госслужащих, адаптировать их к традиционным для бизнеса формам коммуникации, способам принятия и исполнения решений.

GR-перспективы

 

Сегодня процесс институализации GR-отрасли продолжается. Профессиональные объединения GR-щиков функционируют, вузы готовят новых специалистов. Опытные лоббисты читают студентам курсы лекций, пишут книги о практике взаимодействия с госструктурами – только за 2015 год их было издано не менее пяти.

Хотя в отрасли присутствуют и элементы стагнации: закон о лоббировании «буксует» на стадии подготовки, пока бизнес-сообщество дистанцируется от «серых» схем. К качеству подготовки молодого поколения GR-специалистов также остаются вопросы: ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по специальности до сих пор не сформирован. Не введён пока Минтрудом и профессиональный стандарт «Специалист по представлению коммерческих, корпоративных интересов и взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти», подготовленный представителями «GR-Лиги» при содействии ведущих представителей российского GR.

Но благодаря институализации отрасль структурируется, обзаводится новыми эффективными инструментами работы с органами власти. Доступность лишь избранным, характерная для GR в «нулевых», уступила место прозрачности и, как следствие, повышенному интересу со стороны соискателей. В итоге число кандидатов сегодня существенно превосходит вакантные места: по данным Юнити, на одну позицию претендуют не менее 9 специалистов, отвечающих всем требованиям работодателя.

Как отмечает Алексей Зобнин, немалая ответственность за кадровый дисбаланс лежит на высших учебных заведениях. С 2012 по 2015 год число вузов, которые готовят GR-менеджеров, удвоилось, соответственно, ожидается устойчивый рост числа молодых специалистов по взаимодействию с госорганами. Однако цениться в бизнес-сообществе по-прежнему будут квалифицированные сотрудники с опытом работы в GR-должностях не менее трёх лет.

 

Под воздействием экономической целесообразности «маятник» от выделения работы с госсектором в отдельное направление качнулся к объединению с PR, Public Affairs и другими направлениями. Определённая часть GR-задач будет передаваться на аутсорсинг специализированным компаниям. Функции и численность GR-персонала продолжат оптимизироваться. Поэтому, по оценке КА Юнити, кадровый рынок в данном сегменте в горизонте 10–15 лет будет за работодателями. 

посмотреть все (30)

Другие статьи и публикации компании:

4 тенденции рынка executive search 4 тенденции рынка executive search
Информация может быть не достоверна
До кризисного 2014 года большинство вакансий, требующих прямого поиска (executive search), обрабатывались специализированными кадровыми бутиками, которые профилировались только на этом направлении.
03.09.2016
Сегодня сокращения в больших или меньших масштабах вынуждены проводить предприятия из разных отраслей – нефтяной, строительной, банковской, здравоохранения, металлургии и других.
02.11.2016
Согласно отчёту аналитической компании PMR, в 2015 г. российский рынок информационных технологий сократился на 32% в евро, или на 8,8% в рублях.
25.11.2016
Учителя изменятся в угоду требованиям времени Учителя изменятся в угоду требованиям времени
Информация может быть не достоверна
Эксперты КА Юнити проанализировали новые требования работодателей, комплектующих педагогический коллектив к 2016–2017 учебному году, и на их основе составили портрет учителя будущего.
28.11.2016
Как отмечают эксперты кадрового агентства Юнити, с конца 2015 – начала 2016 года число этапов отбора медицинских представителей удвоилось: сегодня их не три – четыре, как раньше, а шесть – восемь.
22.09.2017
Осенний прогноз для кадрового рынка: где искать работу Осенний прогноз для кадрового рынка: где искать работу
Информация может быть не достоверна
По оценке экспертов кадрового агентства Юнити, рынок труда активизировался: в сентябре и октябре общий прирост числа вакансий ожидается в размере 15–20%.
25.10.2017
Информация о продавце
  • +7 (495) 543-82-59
  • г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 32a
  • www.unity.ru
Кадровый центр «Юнити» основан в 1999 году. В непрерывно пополняемой базе данных агентства – более миллиона резюме специалистов.
×